- Главная
- О сайте
- Новости
- Афиша
- Концерты
- Музыка mp3
- Энциклопедия
- Ссылки
- Связь
- Форум
Аудиозаписи
.: Энциклопедия » Ru » Лихолесье » Интервью
Интервью для «Assavlt[hate]Crew» - 2008 год.

Из самых из глубин... Альбом вышел, и как неотъемлемая часть сопровождения, появились рецензии, отклики и просто фэнские заметки на полях рунета. Можно сказать, по мотивам всех этих материалов мы и провели новую беседу с Севером из новосибирского «Лихолесье». Надо заметить, что Север в своем развитии набирает очень стремительную скорость, порой уже не соблюдая скоростного режима. Это очень неплохо, ибо до Горизонтов путь не близок. Итак, вперед!

Kamlath: Север, возможно, я где-то упустил этот момент, но когда именно явился на свет «Лихолесье»?

Север: Увы, я сам его упустил... название, и первые идеи появились где-то в конце 90х.

Kamlath: Что было первым, поиск себя в фолке или, быть может, все же в электронной музыке?

Север: Первым было (есть, и полагаю будет) желание писать музыку. Вопрос о стилистике не стоял вообще. Был скудный инструментарий, компьютер, софт, смутное представление как всем этим пользоваться... так все и начиналось. Я скорее пользуюсь средствами этнической и электронной музыки, чтобы создавать нечто свое. А тягаться с корифеями обоих жанров... к чему это? Если кому-то хочется проследить влияния, оказанные на меня, в начале творческого пути, то мы можем уйти достаточно далеко, что от фольклора, что от того, что, вероятно, ты обобщаешь здесь под термином «электронная музыка». Например, послушай самое начало моей композиции «Родные Просторы», а затем включи «Pink Floyd» - «Shine On You Crazy Diamond (Part 1)». Думаю, все встанет на свои места.

Kamlath: Считаешь ли ты музыку «Лихолесье» сугубо личной и способной рождаться лишь в рамках «one man project»?

Север: Я открыт для сотрудничества, но интересные предложения поступают крайне редко, да и я не могу все время посвящать только музыке. Сыт ей точно не будешь. Но! Надеюсь, что в обозримом будущем, как минимум, одна совместная работа увидит свет. О конкретике умолчу.

Kamlath: Расскажи подробнее о своих концертных выступлениях... Здесь меня интересует техническая сторона подобных мероприятий.

Север: Здесь все крайне просто. Шуровский концертный микрофон, предусилитель, мидиклавиатура, ноут, манипулятор оптический типа мышь, несколько живых инструментов, и я собственной персоной. Часть материала идет с ноута, но под полным моим контролем, т.е. я могу в прямом времени менять тембры, партии, частотные характеристики, часть доигрываю/доруливаю с клавиатуры, немного играю в микрофон, от куда сигнал снова идет в ноут и обрабатывается нехитрыми эффектами. В идеале еще должен быть экран, на который запускается видеоряд из моих фотографий.

Kamlath: Считаешь ли ты, что способен в полной мере передать настроение своей музыки, исполняя ее в живую?

Север: В живых выступлениях другая энергетика и другой смысл. Эффект толпы, хоть и минимально, но имеет место быть. Т.е. когда несколько людей пришли специально, чтобы послушать определенного рода музыку, то психологический эффект просто обязан усиливаться. Поэтому я и хочу выступать только на тематических мероприятиях (коим например и была «Crivia Aeterna»), а не перед пришедшим потусоваться и попить пива гатичным бомондом.

Kamlath: Ты был на «Crivia Aeterna». Знаковое мероприятия для крывийской тусовки. Как прошло выступление? Можешь ли поделиться своими впечатлениями о людях, месте, стране, да и вообще об этом путешествии.

Север: Все прошло просто отлично, за исключением скудоумного звукаря, который так и не предоставил директбокс для выступления и лез с идиотскими советами. Пофотографировать вот еще толком не удалось, зал был забит под завязку, и перемещаться по нему было абсолютно невозможно. К моменту выступления я уже практически спал (сказался перелет и время, проведенное в поезде) и в итоге выступал как зомби. Но никто вроде этого не заметил. Приняли меня очень здорово, даже не думал, что «Лихолесье» там так хорошо знают. Просили автографы, фотографировались со мной. Вся эта, столь хорошо знакомая нам по сетевому срачу русофобия сразу куда-то испарилась при личном общении. Три дня пролетели за одно яркое мгновение, пользуясь случаем, я снова хотел поблагодарить всех за такой теплый прием. Ждем в гости в Сибирь! Был я собственно в Минске и Могилеве... от старой архитектуры в этих городах осталось крайне мало, потому особо комментировать тут нечего. Что мне очень понравилось, так это практически полное отсутствие безумных людских толп и заполонивших все здесь у нас машинных пробок. Жизнь там кажется очень спокойной, уютной и не торопливой. Хотя, с другой стороны, много ли можно успеть понять и прочувствовать всего за несколько дней... жалею, что так и не увидел их знаменитые, самые большие по протяженности в Европе болота.

Kamlath: Насколько близка тебе музыка таких коллективов как «Tenhi», «Nest», наших «Moon Far Away»?

Север: «Tenhi» нравится пара ранних альбомов, «Nest» весь, правда, я его почему-то воспринимаю исключительно как фоновую музыку. Сколько ни пытался серьезно сидеть и слушать, не выходит... все разваливается в красивую, но мало осмысленную картину.

«Moon Far Away», очень нравится Беловодье. Просто волшебный альбом. Наследие. Но про то, чем они занялись после, вообще говорить не хочется... все эти бестолковые переиздания, коверы, миксы/ремиксы и прочая непотребщина. Зачем?? Не пойму. И не хочется верить, что это заигравшая коммерческая жилка. Хотя, что тогда?

Давай, может, поговорим и о других именах. Могу отметить уральский шаманский «Ad Lux Tenebrae» - отличный триповый музон, реально способный вогнать в транс. Украинское «Kolo», хоть и назойливо попосоватое, но очень профессионально и интересно положенная славянская этника на «world music»... И мне кажется, они еще себя покажут. Крывиский «Pragnavit» впечатляет симбиозом балто-славянской этники с «ritual ambient».

«Старуха Мха»... как много в этом звуке. Для меня их музыка, словно одинокий и отчаянный побег в сумеречный осенний лес. Из совсем новых имен хочется отметить «Мира Древо» (ex-Elivagar), парень еще только начинает искать свое лицо и свой звук, но у него уже чувствуется большой потенциал.

Kamlath: На «Видениях» можно услышать кавер «Thy Repentance» - «When The Sky Is Dark Yet». Были ли еще у тебя попытки переиграть на свой лад чью-либо музыку?

Север: Были. Думаю, ты в курсе, что я переигрывал две композиции «МОР». Но, на данный момент абсолютно недоволен результатом, и делай я их сейчас, то звучали бы они абсолютно по-другому. На концертах например я играл зловещий кавер на «Thy Repentance» - «My Snow Funeral Curtain». В общем, каверы были, есть, и будут. Мне это интересно.

Kamlath: Не так давно вышел новый альбом, который, по словам абсолютно всех критиков, оценен гораздо выше предшественников. Описаний может быть великое множество, как и мнений, но что нового во время работы над этим альбомом ты открыл лично для себя?

Север: Пришел к выводу, что куда больше внимания можно уделять импровизации с одной стороны, и куда больше внимания нужно уделять окончательной шлифовке, с другой стороны. Открыл множество различных технических нюансов, но не думаю, что это будет кому-то интересно. А если отвлечься от собственно работы над альбомом... я много чего познал и пережил за это время и уже никогда не стану таким как прежде. Эта жгучая жажда либо сжигает изнутри, либо заставляет меняться.

Kamlath: Меня всегда занимала музыкальная импровизация. Наблюдал несколько раз, как это делает группа из нескольких музыкантов. Как это выглядит в твоем случае?

Север: Например... в начале импровизируешь на одном инструменте на заданную тему/темп. Потом сверху импровизируешь на втором инструменте и т.д. Или сразу забиваешь аккомпанемент и сверху импровизируешь. Особенно на концерте часто возникает желание сыграть не заученно, а так, как чувствуешь, как лучше бы звучало именно здесь и сейчас. Собственно, мой первый опыт выступления со сцены, совместный перфоманс с «Instant Movie Combinations», был сплошной импровизацией. Позволю себе привести отрывок из интервью комерада Svill’а данное им для thesound.ru, дабы несколько пролить свет на произошедшее: «Мы начали в четыре или пять утра, когда наступила полная тишина. Народ спал в чилл-ауте, и только группа томичей в углу неявно бодрствовала. Минут двадцать ушло на борьбу с микрофоном. В программе было несколько живых инструментов, но из-за конфигурации зала микрофон постоянно заводился. Мы методично перепробовали все усилители, включая софтовые. Бегали от стола к столу, переключали, побренькивали хомусом. Чтобы было не скучно настраиваться я включал какие-то лупы, генераторы и забывал про них. В итоге микрофон воспитать так и не удалось. Еще минут двадцать поимпровизировали: Север на клавишах (тыкая в первый попавшийся пресет, потому что к этому мы не готовились совсем), а я дронами, гулами и скрипами. Закончили несколько расстроенными, такой фразой: “Короче, пошли уже домой, хватит баловаться”. Так вот, соль этой истории в том, что мы до сих пор встречаем на форумах очень хорошие отзывы об этом выступлении. Напоминаю, в зале было пусто. Не знаю, может быть, люди во сне воспринимали музыку? Для дарк эмбиента это очень хороший способ восприятия, конечно. С другой стороны, я бы хотел еще раз сыграть так. Было очень живо как-то.»

Kamlath: «Лихолесье» принял участие в сплите «Смерть приходит с Севера». Каково присутствие среди металлических команд?

Север: Знаешь, уже привык. Да и давно не мыслю субкультурными рамками. Если мне предложат участие в интересном и тематическом сплите, например, с EBM командами, то я с удовольствием рассмотрю такой вариант.

Kamlath: Можно ли подвести сегодняшнюю фазу к тому, что «Лихолесье» (и в частности ты лично) меняется или же раскрываются те самые гороизонты?

Север: Второе неизбежно влечет за собой первое. Повернувшись назад, путник далеко не всегда может вспомнить того, кем он был, и для чего встал на этот путь. Горизонты зовут... но можно рассматривать их лишь как декорацию, а движение к ним, как метафору внутреннего преображения. Помнишь ведь, наверное, короткую, но пафосную зарисовку «У Ворот» с последнего альбома. Вот она, «point of no return».

Kamlath: Знаешь, видел я многих «невозвращенцев», но однажды, не сыскав должного внимания в своем развитии, заявляли, мол, все это херня и надо возвращаться к корням, делая то, что приносило славу в прошлом.

Север: Опять же, здесь много нюансов. Вполне можно пройтись свежим взглядом по полям былой славы. Главное, не заниматься самокопированием... И я не исключаю возможность, что в не столь отдаленном будущем снова буду гулять по родным просторам. Только конечно уже буду видеть при этом совсем другие видения и испытывать несколько другие эмоции. Ты же скорее говоришь о тех, кто не найдя финансовой выгоды во всяческих экспериментах, решили вернуться на разработанную коммерческую жилу. (Как кстати вам новый альбом «Metallica»? гыгыгы) Вот об этом не могу сказать ничего хорошего.

Kamlath: Многие, если не все, громко приветствуют и сетуют, что славянская фолковость уходит в твоем творчестве на второй план, а вместо нее появляются европейские традиции, стиль кренится больше в сторону дарк-эмбиента с некоторыми другими составляющими (индастриал, дрон, ритуальные темы). Это получается само собой, или есть намерения увести звуковое полотно «Лихолесье» еще дальше?

Север: Это естественный процесс... как уже говорил выше, я не стою на месте. Про уход от «фолковости» немного забавно слышать, т.к. на последнем альбоме как раз использовалось множество этнических инструментов, тембров и ходов. Движение в сторону ритуальной музыки не могу оспорить. Так и есть. Меня всегда занимала ритуальная, трансовая, религиозная сторона музыки. В этом направлении я и хочу продолжать работать.

Kamlath: Ну, я лично понимаю, о какой фолковости идет речь. Бесспорно, на новом альбоме есть и прошлое, и как мне видится, будущее. Но «наивные» (прости за такое выражение) и простые народные мотивы все еще присутствуют, я так полагаю, именно они имеются ввиду.

Север: Ах, ты об этом. Ну да, мелодия в «Опустевших Полях» может здорово напомнить «Во саду ли в Огороде»... ну что поделать, как услышал, так и написал. И впредь этот подход менять не собираюсь. Услышу «Эх, ухнем», значит, будет «Эх, ухнем».

Kamlath: Т.е. ты хочешь сказать, что лишь эмоции движут тобой и никогда не приходят мысли типа: слишком просто, слишком заумно, слишком фолково, слишком наивно, это уже совсем из другой области и т.д.? Ты оставляешь все как есть, не подвергая изменениям первоначальные идеи?

Север: Не стоит впадать в крайности. Если я сижу, импровизирую, и вдруг из под моих пальцев польется Полонез Агинского, или скажем 7/40, то это не значит, что это пойдет на альбом. Некоторые разумные рамки все же присутствуют. Хотя, вот подумалось, а что если мне правда захочется вставить кусок из Полонеза? Хм... даже и не знаю что сказать. В тупик меня просто поставил.

Kamlath: Банально и смешно одновременно, что некоторые продолжают упрекать тебя в использовании НЕ живых инструментов вплоть до варгана и гитары. Пояснишь эту ситуацию. Ведь люди предпочитают пиздеть, нежели спросить об этом.

Север: Пиздеть, это вообще любимое занятие всех и вся. Собака воет, ветер носит... Стоит ли что-то доказывать и объяснять человеку, если вместо обычной акустической гитары он слышит «синтезированные гусли»? Разве что, посоветовать меньше «Мортиса» слушать, хаха.

Kamlath: А у «Мортиса» имеются синтезированные гусли? Ха-ха... Ну, да не суть. Можешь рассказать честному народу, что на «Беспредельной Жажде Иного» синтезировано, а что было прописано вживую? Дабы не возникало более дурацких вопросов.

Север: Не хочу рассказывать. Подобное рассмотрение творчества под лупой убивает всю магию. Часть инструментов мы специально сфотографировали и использовали в оформлении. Имеющий глаза да увидит, а имеющий уши еще и услышит.

Kamlath: Вероятно, звук не так убедителен. Какие планы относительно дальнейших записей/экспериментов (звуковых / звукозаписывающих)? Да и вообще, важно ли для тебя, что бы звук «Лихолесье» от альбома к альбому становился все более натуральным и живым?

Север: Звук именно такой, каким я хотел его слышать. Была мысль вообще специально добавить в него немного грязи и шероховатости, но я решил отказаться от этой идеи. Следующие альбомы будут записаны практически без привлечения новой аппаратуры, но уже сейчас я могу обещать, что звук у них будет более чем убедительный.

Kamlath: Я помню эту идею с более грязным и шероховатым звуком. Не жалеешь, что не воспользовался той мыслью? Я по-прежнему думаю, что это могло бы сработать с новым альбомом.

Север: Не жалею, но и не собираюсь совсем отказываться от этой идеи. Если материал будет требовать сырой и грязной подачи, то так тому и быть. Но в ближайшее время планов таких нет.

Kamlath: Обещаешь удивить новым подходом на трэке для компиляции «Assavlt»? Насколько я понимаю, вещь снова грозит стать экспериментально-передовой?

Север: Да, для «Лихолесье» это снова будет чем-то новым. Но говорить о конкретике еще очень рано... сам еще не представляю, куда муза может меня завести. Возвращаясь к началу разговора, чего-чего, а импровизации там будет предостаточно.

Kamlath: Не заблуждаешься ли ты касательно аудитории, слушающей твою музыку? Каков идеальных слушатель «Лихолесье»?

Север: Сложно об этом говорить. С одной стороны это должен быть человек с богатым внутренним миром и богатой фантазией, способный видеть через музыку, а не просто слышать.... С другой стороны, иметь некоторый багаж знаний, чтобы адекватно понимать заложенное в музыку и оформление послания. А без этого и выходит, что словосочетание «Люди среди руин» ассоциируют исключительно с российским туром «Allerseelen» и «Changes». Если же говорить о субкультурных делениях... на мой взгляд они очень условны, а порой и вредны.

Kamlath: Так будет ли все же когда-нибудь альбомам «Лихолесье» сопутствовать текст? Повторюсь, что было бы интересно иметь какие-то конкретные истории под каждый трэк или под целый альбом.

Север: Возможно, будут, возможно, нет. Ничего определенного на данный момент сказать не могу.

Kamlath: Или может быть видеоряд? Как тебе идея, например, сделать полный видеоряд для одного из альбомов «Лихолесье»? Как вообще относишься к видео-арту?

Север: Да, это было бы здорово, только качественный видеоряд требует очень не малых финансовых и временных затрат. А снимать материал на любительскую видеокамеру и монтировать что-то в духе «Nocturno Culto» - «The Misanthrope - The Existence of... Solitude and Chaos», не знаю, есть ли в этом смысл. Хотя может и забавно получится. Меня впечатляют глобальные видео на музыку... например к альбому «Steve Rouch» - «Kairos: The Meeting Of Time And Destiny», или совместная работа «Atlas Dei» - «Daniel Colvin» и «Robert Rich». У «Negură Bunget» просто великолепные видео клипы.

Kamlath: Не так давно на каком-то форуме прочел пост такого содержания: Я большой фанат «Лихолесье» и у меня есть все альбомы, помогите, пожалуйста, выложите новый альбом, очень прошу. Твои комментарии насчет такого фэнства?

Север: Я против лицемерия, в первую очередь. Дико смешно видеть издателей борющихся с пиратством и пишущим гневные письма на хостинги с требованиями удалить мп3 файлы, и в это же время тусующихся где-нибудь на Нойзбункере и покачивающих интересных им исполнителей в тех же мп3. Хочется нам это признавать, или нет, но мы живем в условиях, где информация практически обесценена. Хочешь книжку? Можно скачать. Хочешь фильм? Да без проблем. Про софт я вообще молчу. Существует мнение, что такое халявное мышление – продукт чисто совкового менталитета. Но хотелось бы уточнить, что торренты, p2pсети, и прочие файлообменные сервисы это детище отнюдь не России.

Конечно, я за полноценную музыку, на полноценном носителе, но при отсутствии такового, я не буду воротить нос от возможности ознакомиться с музыкой в мп3. Хотя конечно претендовать на фэна, не имея ни одного диск исполнителя, это, по меньшей мере, странно.

Kamlath: Речь была не совсем о МП3, конечно же... но если ты повернул так. Разные люди используют МП3 по-разному. Уверен, что если скаченное для ознакомления, и даже длительного пользования МП3 попадется тебе в виде оригинального диска, то ты возьмешь его? Или я не прав?

Север: Если этот альбом и это исполнитель для меня несколько больше, чем «просто музыкальный фон», то конечно прав. Например, я долгое время слушал «Ordo Rosarius Equilibrio» - «Apocalips» в mp3, а сейчас имею его и на оригинальном CD и на виниле. Но бывает и наоборот, когда ищешь чей-то диск, услышишь материал в мп3, и сразу все желание иметь оригинал отпадает.

Kamlath: Возвращаясь к фэнству. Да, оно имеет в России, да и в Восточной Европе в целом, какие-то уж больно нездоровые формы. Ты фотограф, бываешь на концертах? Как тебе готичная публика?

Север: Да, бывать приходится. Это достаточно интересное занятие, концерты снимать. Жаль, не обладаю достаточной техникой для качественной фотосъемки такого типа. А готы... В большинстве своем это достаточно поверхностная тусовочная публика, бунтующая просто в силу своего переходного возраста и некоторых комплексов. Готодевочки вот некоторые весьма симпатичные бывают, хехе.

Kamlath: Как, кстати, дела на фотографическом фронте? Можешь ли выслать снимок, который тебе понравился больше всего за последнее время? Его превью мы опубликуем вместо ответа?!?

Север: Я сейчас делаю серию попсовых новогодних снимков для фотостока, полагаю это несколько не то, что бы ты хотел видеть, хахаха
Вот осенний снимок. Скажу сразу, это скорее всего не туман. Это что-то очень едкое и противное. Вероятно какой-то дым или химический выброс. Первая ассоциация, которая появляется у меня, когда я смотрю на этот снимок - Зона. Вторая ассоциация - «Velehentor».

Kamlath: Альбом вышел. С фэнами, т.е. людьми с форумов и прочих доступных мест, где высказываются различные мнения, все нормально. Большинство восприняло и расхвалило. Меня несколько озадачила реакция другой части людей, а именно тех, чьим словам мы доверяем, чьи рецензии и отклики мы читаем, кто формирует мнения. Народ напрягся и стал сравнивать, искать подвохи... кажется, забывая про очевидное, что сделан огромный шаг. Получается, что удел экспериментаторов и старых имен, всегда быть на прицеле разных писак?

Север: Не скажу тут многого. Главное, здесь даже не то, что пишут, а что вообще пишут. Пусть будет хоть шквал критики, хоть волна бурных восторгов. Главное, что альбом не прошел незамеченным. Пусть напрягаются, пусть сравнивают, пусть ищут... это же хорошо, значит альбом их озадачил. Значит здесь действительно есть о чем поразмыслить и возможно открыть для себя что-то новое. В этом я и вижу одну из ценностей искусства - будоражить умы людей.

Благодарю за интересные и не банальные (в прочем, это у вас как всегда!) вопросы. Удачи!

Просмотров: 4464
Добавлено: 23.02.2011 06:23:14
Магазин HellShop.org - Black Metal, Pagan Metal, Viking Metal мерч!
Нашел ошибку?